ИСКО - МЕНЕДЖМЕНТ
Исследования Консультации Обучение
КОНТАКТЫ
тел.
+7 (343) 355-82-12
355-82-19

eson@ies-holding.com
написать письмо
На главную Написать письмо Карта сайта Главная страница / Наши публикации
Поиск:

Ответ на запрос о приблизительной стоимости доработки Вы получите немедленно. Учтите, что точная стоимость может знач...

ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНСАЛТИНГ
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
СЕССИИ
БИЗНЕС-
ОБРАЗОВАНИЕ
ОТЗЫВЫ ОБ
ОБУЧЕНИИ
КНИГИ И СТАТЬИ
НАШЕЙ КОМАНДЫ
Наши публикации



КАК ЭТО БЫЛО - 1 ЧАСТЬ Название: КАК ЭТО БЫЛО - 1 ЧАСТЬ

Автор: Л.Д.Гительман



 

В.И.Рейхет."План ГОЭЛРО"

В.И.Рейхт,"План ГОЭЛРО"

   

Имеется достаточно много публикаций, посвященных истории электрификации,плану ГОЭЛРО, развитию энергетической базы отдельных регионов страны, освоению новой энергетической техник, но нет работ, обобщающих развитие хозяйственного управления в электроэнергетике в историческом аспекте.Но именно эта проблема сегодня привлекает многих энергетиков в связи с реформами отрасли.

Отраслевые структуры

Организационные структуры управления энергетикой изменялись на разных этапах развития в соответствии с развитием ее производственной базы и конкретными хозяйственно-политическими задачами страны.

В первые годы советской власти руководство районной энергетикой и электротехнической промышленностью было сосредоточено в созданном в декабре 1917 года Отделе электротехнической промышленности (Электроотделе) ВСНХ. При Электроотделе в январе 1918 года была организована Комиссия по обследованию энергоресурсов страны. В ее задачи входили сбор данных и подготовка научных материалов о видах электроресурсов, их размещении, размерах и возможностях использования районными электростанциями.

В июне 1918 года при Комитете государственных сооружений (Комгосооре) ВСНХ, возглавляемом Г. М. Кржижановским, создается Управление электротехнических сооружений (Электрострой) для подготовки и руководства строительством первых районных электростанций республики - Шатурской, Волховской и др.
В октябре 1918 года при Электрострое образуется консультативный орган в области технической политики - Центральный электротехнический совет (ЦЭС) в составе трех секций: сильных токов, слабых токов, заводского строительства.

В июле 1919 года Президиум ВСНХ принял Постановление "Об управлении объединенными государственными электрическими станциями", в соответствии с которым все национализированные электростанции объединились в административно-хозяйственное целое под названием "Объединенные государственные электрические станции". Эта структура передавалась в ведение Электроотдела ВСНХ. В 1920 году в составе Народного комиссариата земледелия было создано Бюро по электрификации сельского хозяйства для руководства строительством сельских электростанций и организации опытно-показательных электрифицированных хозяйств.

В феврале - марте 1920 года создается и начинает работать Государственная комиссия по электрификации России. Разработанный комиссией план ГОЭЛРО был утвержден VIII Всероссийским съездом Советов.

В июне 1920 года для руководства электроэнергетикой в составе ВСНХ на базе Электроотдела и Электростроя создается Главное электротехническое управление (Главэлектро), в ведение которого передавались строительство и эксплуатация электростанций и электропромышленность. Основные задачи Главэлектро заключались в общем руководстве электропромышленностью, техническом надзоре за всеми без исключения электросооружениями, в работе и наблюдении за выполнением плана электрификации.

Главэлектро состояло из отделов: административного, электрификации, электростроительства, промышленного и финансового. Для консультаций по научно-техническим вопросам при Главэнерго работал Центральный электрический Совет, а при промышленном отделе - Технический совет. Для рассмотрения экономических и финансовых вопросов при Главэнерго ВСНХ в июне 1922 года была создана Плановая комиссия по электрификации (Электроплан). Специальная энергетическая секция была создана и в составе Госплана при Совете труда и обороны в 1921 году.

За "перетягиванием каната" - интересы

Несмотря на попытки централизации технической политики в энергохозяйстве для хозяйственного руководства тех лет характерны ведомственная разобщенность, передача электростанций из одних рук в другие. Такое положение объяснялось, прежде всего, острым дефицитом финансовых ресурсов в государственном секторе и общей неустойчивостью экономики. Показательными в этом отношении являются два документа, отражающие дискуссию тех лет. Оба они подготовлены в 1922 году для IV секции ВЦИК: один - Главэлектро ВСНХ, друой Главкоммунхозом НКВД.

Главэлектро ВСНХ отстаивало точку зрения о нецелесообразности передачи электростанций в коммунальное хозяйство. «…Мы хотим соорганизовать местные станции в Тресты, создать соответствующие органы Правления и поставить их под контроль органов, управляющих всем электротехняческим хозяйством страны, т. е. местных органов Главэлектро. Вполне было бы правильно сделать еще шаг вперед. Электрические станции объединить вообще со всем силовым хозяйством данного города. Объединенное таким образом силовое хозяйство должно управляться особыми правлениями и находиться под контролем органов Главэлектро ВСНХ». И далее: «Все намечающееся советской властью экономическое развитие Республики требует другого, не столь патриархального решения этого вопроса в направлении создания единого силового хозяйства страны, управляемого совершенно обособленными экономическими органами. Все местное электрохозяйство должно быть выделено в самостоятельную хозяйственную единицу, работающую на хозрасчете».

Принципиально поставив проблему, Главэлектро далее проявило определенную непоследовательность, предложив в этом же документе создать в городах Электроправление, подчинив энергохозяйство ему, но ведомственно - разным комиссариатам; мелкие же электростанции предлагалось оставить местным органам.

Главкоммунхоз резко отстаивал свое мнение: Утверждение Главэлектро, что Коммуноотделы, как общее правило, смотрят на электростанции исключительно как на источник доходов и растрачивают основные средства станции на другие нужды, является ведомственной демагогией. Каждая станция должна входить в состав коммунального хозяйства данного города (или уезда).

Поскольку в условиях дефицита финансовых возможностей централизация не способствовала развитию местной электрификации, декретом Совнаркома от 6 февраля 1922 года был установлен новый порядок управления электростанциями общего пользования. Все они были разделены на две категории. К первой отнесены 100 крупных электростанций, они были оставлены в хозяйственном ведении Главэлектро, впоследствии их количество было сокращено до 10 (по 5 в МОГЭС и в ленинградском Электротоке), Прочие электростанции были отнесены ко второй категории. Они находились в хозяйственном ведении местных органов, но технический надзор за их работой оставался за Главэлектро. Все это говорит о сложности управления в те годы из единого центра.

Ранние формы собственности

Местная электрификация осуществлялась в 20-е годы в разных формах - коммунальной, акционерной, кооперативной. Создавались товарищества по электроснабжению.

Для финансового содействия развитию местной электрификации в 1922 году было организовано акционерное общество «Электрокредит», главными учредителями которого являлись Главэлектро, Наркомзем, Главкоммунхоз и кооперация. В 1924 году Электрокредит был преобразован в Акционерный банк по электрификации.

Одновременно создавались другие акционерные общества (АО), наиболее крупными из которых являлись АО по электрификации сельского хозяйства «Электросельстрой» с правлением в Москве, АО электрических предприятий «Электроэксплуатации» с правлением в Москве, АО «Электропомощь» (район действия Северо-Запад) с правлением в Ленинграде, АО распространения электричества в сельском хозяйстве «Электрика» (район действия — Украина) с правлением в Харькове. В августе 1924 года было организовано государственное акционерное общество «Тепло и сила».

Акционерные общества создавались для разных целей: например, АО Екатеринбургская электростанция было учреждено для сооружения и эксплуатации определенной электростанции; АО Северо-Кавказского края «Электрокрай» имело более широкие задачи: оно выступало в роли электромонтажной конторы, организатора и подрядчика электростроительства, занималось эксплуатацией ряда энергопредприятий в регионе.

ЭТЦР

   

План электрофикации

   

Основные задачи Главэлектро, состоящего из административного,электрификации, электростроительства, промышленного и финансового отделов,заключались в общем руководстве электропромышленностью, техническом надзоре за всеми без исключения электросооружениями, в работе и наблюдении за выполнением плана электрификации.

Усиление роли государства

Параллельно в государственном секторе шел процесс объединения предприятий крупной электропромышленности в тресты общесоюзного значения. В 1922 году их было четыре: Электротехнический трест центрального района — ЭТЦР, ленинградский Трест заводов сильного тока, Аккумуляторный трест, Трест заводов слабого тока. В 1926 году первые два треста были слиты в один — Государственный электротехнический трест.

Наиболее крупные электростанции Москвы, Ленинграда и некоторых других городов были объединены в самостоятельные электроснабжающие тресты общесоюзного значения (МОГЭС, Электроток и др.).

В конце 20-х – начале 30-х годов вновь обсуждается вопрос о создании мощного органа, который сосредоточил бы руководство всем энергетическим хозяйством страны. Анализировались разные варианты. Выдвигались предложения об организации Наркомата по энергетике в целом или по реорганизации Главэлектро ВСНХ, с тем чтобы он осуществлял руководство электрификацией, производством энергооборудования и распределением топлива.

План ГОЭЛРО

   

Атлас энергетических ресурсов СССР

   

Руководство промышленной, транспортной, сельскохозяйственной и коммунальной энергетикой было рассредоточено по большому числу ведомств, что способствовало быстрому решению проблемы энергосбережения, но не создавало условий для комплексного повышения эффективности энергохозяйства.


В начале 1930 года Постановлением СНК «О планировании энергетического хозяйства страны» в составе Госплана СССР созданы сектор энергетики и совет энергетики, а в сентябре 1930 года Главэлектро ВСНХ было преобразовано в два хозрасчетных объединения – «Энергоцентр» (энергетическое хозяйство) и «ВЭО» (электротехническая промышленность).

Государственное всесоюзное объединение энергетического хозяйства «Энергоцентр» стало единым в стране органом по руководству энергетическим хозяйством. С этой целью ему, кроме плановых, были переданы функции распределения топлива и рационализации энергетических установок. Однако через несколько месяцев Энергоцентр добился снятия с себя этих функций и, по существу, стал лишь хозяйственным объединением по сооружению и эксплуатации крупных районных электростанций. В связи с этим его деятельность в начале 30-х годов подвергалась критике.

Ставился вопрос о необходимости сосредоточить в едином центре руководство тремя существовавшими в то время разрозненными объединениями - Энергоцентром, ВЭО, Котлотурбинной – с тем чтобы проводить единую политику. В частности, актуальной организационной задачей в те годы считалась ликвидация различия между так называемыми районной, фабрично-заводской и местной энергетикой в области планирования, технического и организационного уровня и воздействия на потребителей для достижения рационального использования энергии. Энергоцентр как хозяин основного энергохозяйства должен планировать энергоснабжение районов, имея в виду всех потребителей без различия их принадлежности к ведомствам, местным или центральным организациям. Учет потребности в энергии - электрической и тепловой - всех потребителей в районе, план покрытия этой потребности - энергобаланс района - должен прорабатываться органами Энергоцентра.

Однако эти призывы не находили реального отклика в хозяйственной практике. До 1957 года централизованное управление энергетикой в стране осуществлялось только в отношении районной энергетики. Руководство промышленной, транспортной, сельскохозяйственной и коммунальной энергетикой было рассредоточено по большому числу ведомств, что способствовало быстрому решению проблемы энергоснабжения, но не создавало условий для комплексного повышения эффективности энергохозяйства. В результате осуществлялось разрозненное, одностороннее развитие энергетики. В частности, мало внимания уделялось сетевому строительству, сооружалось огромное количество мелких, неэкономичных энергетических установок.

Леонид Давидович Гительман

 


Наша история      Кафедра УрФУ      НОЦ «ИНЖЭК»      Наши публикации      Интервью,отзывы в СМИ      Партнеры      Карта сайта      
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2008 - 2012
сообщить об ошибке