ИСКО - МЕНЕДЖМЕНТ
Исследования Консультации Обучение
КОНТАКТЫ
тел.
+7 (343) 355-82-12
355-82-19

eson@ies-holding.com
написать письмо
Поиск:

ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНСАЛТИНГ
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
СЕССИИ
БИЗНЕС-
ОБРАЗОВАНИЕ
ОТЗЫВЫ ОБ
ОБУЧЕНИИ
КНИГИ И СТАТЬИ
НАШЕЙ КОМАНДЫ
Воспоминания Л. Д. Гительмана

Назад

Игры - мощный инструмент вовлечения и решения эксклюзивных проблем
    Я увлекся организационно-деятельностными играми (ОДИ) и сам начал их проводить в конце 80-х годов после своего участия в двух играх Георгия Петровича Щедровицкого на Белоярской АЭС. Потом я следил по мере возможности за многими играми, которые проводил Г. П. Они впечатляли масштабностью, разнообразием и новизной тем, остротой дискуссии, взглядом, сильно отличающихся от традиционных. Сам Г. П. на мой вопрос, как можно проводить игры, ничего не понимая в предмете, например, по выводу из эксплуатации 1-го энергоблока Белоярской АЭС, сказал: «Да это так, но меня и не интересует предмет в Вашем понимании. Мой предмет – организация мыследеятельности. Я специалист в методах ее активизации и именно такую цель ставлю перед собой и игроками». Думаю, отсюда и весьма специфическая манера общения Г. П. с аудиторией. Она была жестокой; часто применялись запрещенные приемы, ставящие человека в напряженное положение перед аудиторией. Нужно сказать, что сам он это понимал. В частности, ко мне он подошел в перерыве, отвел в сторону и извинился за нетактичность, сказав, что это было необходимо ему для обострения ситуации, для игры. Со временем я понял, что без таких приемов вести игру сложно. Они необходимы, но, конечно, в определенном балансе и дозировке. В этом проявляется искусство ведущего. Руководителю игры требуются способность молниеносно переключаться и реагировать, причем реагировать кратко, емко, желательно с юмором, метафорично. Зал необходимо «держать в руках», модулируя голосом, жесткостью ведения дискуссии и, в то же время, демонстрировать доброжелательность. Но, главное, знанием предмета. Все это очень непросто! Особенно, когда аудитория производственников настроена агрессивно. Такое бывает («Приехали тут ученые нас учить»). Нервная нагрузка на руководителя игры колоссальная.
     С самого начала я понял, что вся игра держалась на личности Г. П. Щедровицкого, ее масштабе. Это, бесспорно, была крупная фигура и сегодня, изучая его труды, убеждаешься в этом снова. Кстати, все его последователи, их немало, выглядят слабее – калибр не тот, хотя отличаются незаурядностью, которая бросается в глаза.
     Специфика ОДИ, как определенного типа деловых игр, заключается в том, что доминантой их является коллективная методологическая деятельность по решению сложной проблемы, обязательно актуальной для данного коллектива. Именно поэтому - накал страстей среди участников игры, за которыми интересы, групповые и индивидуальные, достигает предельных величин. Во всяком случае, равнодушных я не видел. Более того, некоторые из участников становились, буквально, фанатами ОДИ. Их отличала чрезмерное увлечение методологией, свой понятийный язык, склонность к абстрактному мышлению, впрочем, часто в ущерб конкретным знаниям отрасли, производства, менеджмента или какой-то определенной сферы деятельности – предмета игры.
    Наш подход к ОДИ существенно отличается. Мы владеем предметом: экономическими и управленческими системами, преобразованиями, их взаимосвязями с техникой и технологией производства. И только в такие игры играем. Естественно, понимая в предмете, готовясь к игре в виде разработки своей концепции решения проблемы (на подготовку игры уходит 0,5 – 1 года), мы вынуждены в какой-то мере ее отстаивать или корректировать с учетом убедительности мнений в аудитории.
     Я понимаю, что классики ОДИ скажут: «это не игра по Щедровицкому». Да, это так, это ее модификация, причем существенная, но жизнь продемонстрировала весьма высокую эффективность игр нашего типа.
  1. Люди сразу видят – перед ними профи более чем они сами, системно представляющие предмет и его технико-технологические основы (если речь идет о производственных системах). Это очень позитивно сказывается на результатах.
  2. Наиболее толковые, опытные и интеллектуальные специалисты оценивают эффективность игры, прежде всего, в системном представлении ее предмета и междисциплинарной групповой проработке.
  3. Очень ценно, что в производственном коллективе осваивается метод решения сложных проблем, который потом менеджеры начинают использовать самостоятельно.
  4. Формируется команда единомышленников.
     Еще более наши игры отличаются от многочисленных типов учебных игр: имитационных, ролевых и т. д. Это отличие в решаемой проблеме. У нас она всегда реальная, а, следовательно, фокусирующая в себе различные интересы, скрытые и явные, глубокие и поверхностные, индивидуальные и групповые. В процессе наших игр, поскольку они проводятся в конкретном коллективе на актуальные для него проблемы, эти интересы обнажаются и все это видят. Вот почему такие мизансцены особенно ценны для студентов: они видят не «книжную» жизнь, а реальную – здесь и сейчас. Для многих студентов это потрясение. Я видел это не раз.
     Проведя сам более 50 игр с числом участников 150 – 250 человек, считаю их мощнейшим средством активизации и вовлечения персонала в инновационную деятельность, но при одном непременном условии – руководитель игры и его команда (модераторы) пытаются установить истину, а не выполняют заказ собственника или заинтересованных лиц «протащить» необходимые идеи и решения – это я наблюдал при реформировании РАО ЕЭС. В результате дискредитируется метод и формируется скептицизм, поскольку среди игроков всегда находятся высококвалифицированные инженеры, глубоко знающие технико–технологические принципы своего производства, системно видящие его связи с организацией и экономикой. Они понимают что происходит в зале.
Л. Гительман, д.э.н., проф.,
зав. кафедрой систем управления энергетикой
и промышленными предприятиями
УГТУ-УПИ

Наша история      Кафедра УрФУ      НОЦ «ИНЖЭК»      Наши публикации      Интервью,отзывы в СМИ      Партнеры      Карта сайта      
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2008 - 2012
сообщить об ошибке